sohrahihram

 

Равноапостольное семейство. Равноапостольное семейство.


pic 965 bigВ Православной Церкви есть особый вид подвига: миссионерство  Наиболее потрудившихся на этом святом поприще называют равноапостольными, т.е. равными Апостолам. Для нас самыми важными такими святыми угодниками является Равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. 

В начале 10 века, после княжения князя Олега престол в Киеве занял его сын Игорь. В жены ему была выбрана девушка из Пскова, возможно варяжка по- происхождению, именем Хельга. На Русь прибывало тогда много выходцев из Скандинавии, становившихся не только по гражданству русскими, но и по духу. Киевляне назвали молодую княгиню Ольгой. В это время в городе разворачивается новое противостояние язычников и христиан. При этом христианство уже достаточно вошло в жизнь киевлян. Новую для Руси веру уже приняли и в правящих кругах. Когда назрела необходимость заключить мирный договор с Византией, то документ должен был быть утвержден двумя киевскими религиозными общинами: «Русью христианской» и «Русью языческой». Так византийцы разделяли Русь по различию вероисповеданий. Христиане приносили присягу в соборном храме Пророка Илии, а язычники клялись на мечах в своих кумирнях. Под их влиянием князь так и не принял крещение и присягнул на оружии. Через два года после того Игорь отправился к древлянам за данью. Но те его привязали к деревьями разорвали напополам. Кара вскоре настигла непокорных горожан. Ольга с войском отправилась мстить. Она применила хитрость, не желая пролития крови своей дружины. Данью для древлян стали голуби. Тогда к птицам были привязаны зажженные тряпочки. Голуби, конечно же, полетели к своим домам. И в считанные часы город был полностью уничтожен пожаром. Мудрая княгиня совершала путешествия в разные уголки Руси. Повсюду правительница устраивала местное самоуправление и судебную систему, подчинявшихся единому центру: Киеву. Укреплялись торговые связи между княжествами и купцами их других стран. Города укреплялись каменными и деревянными стенам, валами и частоколами. Укреплялось войско. Но княгиня хотела укрепить не только этим Русскую землю. Ольга видел, как возрастает мощь двух христианских империй: Византии и Саксонского королевства и понимала, что дело не в силе их войск, а в чистоте и праведности их народов, просвещенных Евангелием. Передав правлению своему сыну Святославу, правительница отправилась в Константинополь. Там она была принята императором Константином Багрянородным и Патриархом Феофилактом. Он и научил княгиню истинам христианствам. Ольга принимает решение креститься. Но княгиня не только отличалась мудростью, но и красотой. Это подвигло императора сделать предложение русской правительнице. Ольга сказала, что согласиться в том случае, если Константин станет ее крестным. Вскоре княгиню крестил сам Патриарх с именем Елена. Так же крестилась и спутница ее, Малуша, будущая жена Святослава и мать Равноапостольного князя Владимира. Довольный император снова повторил предложение. Ольга ответила, что по канонам Церкви крестный отец не может быть мужем крестницы. Император понял, что она его перехитрила и снова подивился уму и дипломатическим талантам новокрещенной. Возвратившись на Русь, Ольга совершила много трудов по распространению христианства, устроила много храмов. Боролась с язычеством. Княгиня прожила и умерла, как христианка, завещав не устраивать ей тризн, а совершить отпевание. 
Самой большой печалью Ольги было то, что ее сын Святослав так и не принял Христа. Этому способствовали происки бояр и родственников, державшихся язычества. Но семена, посеянные Равноапостольной, произросли в ее внуке Владимире. С детства князь воспитывался в язычестве родным дядей, князем Добрыней. В 980 году разгорелась борьба между сыновьями Святослава. По этой причине Владимир прибыл к стенам Киева, где княжил его старший брат Ярополк. Выбив брата, Владимир сам стал править в городе. Поставил капища Перуну на берегу Днепра, завел пять жен и множество наложниц. Военными походами князь расширял границы Руси и объединял княжества. Так были покорены Галиция, смирены, вятичи, печенеги. Русь теперь расширилась от Балтийского моря до р. Буг. При этом происходили перемены и внутри страны. Язычество теряло силу и требовалась новая религия. К князю приходили волжские болгары- мусульмане, немцы- латиняне, иудеи и греки. Владимир уже принял решение в пользу последних, оглядываясь на пример своей мудрой бабки. Чтобы потом не было народного недовольства, посланы люди князя в разные страны изучить их религии изнутри. Владимиру не понравилась простота латинян, запреты мусульман и фанатизм иудеев. Только красота греческого богослужения и высота вероучения привлекли русских послов в Византию. Владимир принял окончательное решение принять крещение. Чтобы этим не подчинить Русь Константинополю, князь пошел на Византию, завоевал Херсонес и потребовал у Константинополя отдать ему в жены царевну Анну. Греки ответили, что она не может быть супругой язычника. Для брака с царевной Владимир должен был креститься. А это и надо было князю. Незадолго до совершения Таинства внезапная слепота поразила русского правителя. Но он верил, что подобно Апостолу Павлу, прозреет после крещения. Так и получилось. Владимир стал христианским князем и мужем Анны, которая взяла на Русь множество священнослужителей из греков.
Поле этого жизнь князя изменилась. Он оставил язычество, разрушил кумирни, отпустил жен и наложниц, чтобы быть теперь верным мужем для законной жены Анны. Жестокость Владимира сменилась молитвенностью, милостью к ближним. Он хотел было даже отменить казнь для преступников, но бояре настояли сохранить ее. 
Каждый день князь устраивал трапезы для нищих, а для тех, кто не мог ходить, снаряжались повозки с продуктами.
Возрастало число храмов, монастырей. И, наконец, совершилось главное дело жизни Владимира: массовое крещение киевлян в водах Днепра, ставшего вторым Иорданом, а позже и других русичей. Сейчас модно говорить, что это происходило без согласия народа, по принуждению. Но это далеко не так. Многие становились христианами, но язычество было упразднено не сразу. Вера распространялась силой проповеди, а не мечом, как это было принято у латинян.
Стоит напомнить и то, что именно благодаря христианству Русская земля обрела ту самую духовную силу, которая после станет спасением для нее в годы нестроений и войн. Так происходит и сейчас. Так будет и в будущем. 

 

Медиа-обзор