sohrahihram

 

Паломничество в Иерусалим

Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим...
(Пс. 121:2)

Среди множества святых мест, почитаемых людьми разных вероисповеданий, есть одно, в котором мечтает хотя бы раз в жизни побывать каждый верующий человек. Это Святой град Иерусалим. История города насчитывает более четырех тысячелетий; в нем находятся святыни трех мировых религий, но особенно дорог он для христиан. Город даже в своих современных пределах невелик по размерам, но значение его огромно: именно здесь совершилось величайшее событие истории человечества - искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена Святейшим Синодом в 1847 г. с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, для поддержания Православия в Святой Земле и помощи в духовном окормлении русских паломников. Первым начальником Миссии был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, впоследствии епископ, Порфирий (Успенский).

По прибытии в Иерусалим Русская Духовная миссия обосновалась в Старом Городе, в Архангельском монастыре. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии открылась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.

В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. деятельность Миссии была прервана и снова возобновилась в 1858 г. Ее возглавил епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов), ранее занимавший должность инспектора и профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии. В штат Миссии входило на этот раз 11 человек. Круг ее деятельности был расширен, и она имела уже характер официального представительства.

Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в ИерусалимеМиссией стали воздвигаться сооружения для обслуживания паломников.

30 августа 1860 г. был заложен соборный храм в честь Святой Троицы. После закладки храма стали строить и другие здания: большой двухэтажный дом для Миссии с храмом во имя святой мученицы Александры в средине и четырьмя внутренними дворами, а также подворья для паломников.

Расцвет деятельности Миссии относится ко времени почти тридцатилетнего руководства ею (1865-1894 гг.) архимандритом Антонином (Капустиным). Магистр Киевской Духовной Академии, одаренный, энергичный человек, знаток местной религиозной жизни, обладатель немалого опыта зарубежной церковной работы (в 1850-1860 гг. он был настоятелем русской посольской церкви в Афинах, а в 1860-1865 гг. - в Константинополе), архимандрит Антонин развил многостороннюю деятельность на посту начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Архимандрит Антонин приобретал земельные участки, ставшие впоследствии пристанищами для русских паломников.

Одним из первых и наиболее замечательных приобретений отца Антонина был участок близ Хеврона, где находится знаменитый Мамврийский дуб, у которого Авраам оказал гостеприимство Трем Странникам. Архимандриту Антонину пришлось преодолеть много препятствий, чтобы это священное место стало собственностью Русской Церкви. Купив еще несколько смежных участков, Миссия в результате получила владение размером в 72 тыс. кв. метров. 22 мая 1871 г. у дуба Мамврийского русским духовенством была отслужена на переносном престоле первая Божественная литургия. Позднее здесь был построен храм во имя Святых Праотцев.

В 1864 г. в здании миссии в Иерусалиме был освящен внутренний храм во имя св. мученицы царицы Александры.

В 1872 г. Патриарх Иерусалимский Кирилл освятил в Иерусалиме соборный храм миссии во имя Святой Троицы.

В 1886 г. был освящен храм Вознесения Господня, воздвигнутый на вершине Елеонской горы, а в 1888 г. в Гефсиманском саду - храм во имя святой Марии Магдалины.

В 1871 г. архимандрит Антонин основал женскую обитель на русском участке в селении Эйн-Карем (Горняя), где Пречистая Дева Мария, согласно евангельскому повествованию, встретилась с Елизаветой, матерью Иоанна Предтечи.

В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, слава об искусных труженицах которых распространилась далеко за пределы Палестины. В 1914 г. Горненская община насчитывала до двухсот сестер.

В 1890 г. архимандритом Антонином была устроена женская община при Вознесенском храме на Елеоне. В 1893 г. на участке миссии в Яффе, близ гробницы праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром, был освящен храм во имя апостола Петра и праведной Тавифы.

Кроме перечисленных земельных участков, архимандрит Антонин приобрел еще ряд мест, связанных с известными библейскими событиями. Всего им было куплено тринадцать участков, общей площадью до 425 тыс. кв. метров и стоимостью по тому времени до миллиона рублей золотом.

После кончины архимандрита Антонина (1894 г.) деятельность Русской Духовной миссии продолжалась до Первой мировой войны. В 1914 г., со вступлением в войну Турции члены и сотрудники Русской Духовной миссии вынуждены были покинуть Иерусалим. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), с 1903 г. ревностно заботившийся об успешном выполнении Миссией возложенных на нее задач и активно трудившийся по умножению земельного имущества Миссии, с частью русских насельников переехал в Египет под покровительство Патриарха Александрийского Фотия. К этому времени на 37 участках Миссии было расположено 8 храмов, несколько молитвенных домов, две женские обители и монашеская община, здания для размещения паломников и другие постройки.

В 1948 г. Русская Православная Церковь возобновила свое управление той частью владений Миссии, которая находилась на территории государства Израиль. Постановлением Священного Синода от 17 сентября 1948 г. из Москвы в Иерусалим был направлен новый начальник Миссии архимандрит Леонид (Лобачев).

Первоначальной задачей Миссии явилась безотлагательная организация восстановительных работ. На специально отпущенные Московской Патриархией средства был произведен капитальный ремонт в Иерусалиме - соборного храма во имя Святой Троицы, церкви святой мученицы Александры и зданий Миссии, в Горней - храма в честь Казанской иконы Божией Матери, на горе Кармил - храма пророка Илии, а также здания при нем, в Яффе - храма во имя апостола Петра и праведной Тавифы и могилы праведной Тавифы. Были благоустроены участки Миссии, в том числе территория Горненского монастыря, цитрусовый сад в Яффе, сад с целебными источниками в Магдале и некоторые другие участки. Во всех храмах Русской Духовной миссии стали совершаться богослужения.

В 1957-1959 гг. Миссию возглавлял выдающийся церковный деятель архимандрит (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский) Никодим, а в 1963-1965 гг. начальником Миссии был архимандрит (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) Ювеналий.

В настоящее время Русскую Духовную миссию в Иерусалиме возглавляет начальник Миссии архимандрит Тихон (Зайцев).

Елеонская гора - место Вознесения Господня

Елеонская гораЕлеонская, или Масличная гора - самая высокая из гор, окружающих Иерусалим: она возвышается на 1200 метров над уровнем моря. По свидетельству Священного Писания, на этом месте завершилось пребывание Господа Иисуса Христа на земле после Его славного Воскресения. Через сорок дней после Воскресения Спаситель со Своими учениками-апостолами поднялся на эту гору помолиться и, собрав их, говорил им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1:4-5). В этих словах Спасителя содержится обетование о создании Церкви; простые галилейские рыбаки получат от своего Учителя мудрость и силу дерзновенно проповедовать Евангельские истины: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью... (Лк. 24:50-52). На камне, где стоял Господь, отпечаталась Его стопа. Камень издавна почитается христианами как святыня; поклониться ей стремятся все паломники Святого Града.

В IV в. на горе Вознесения равноапостольной царицей Еленой был построен величественный храм; он был круглым и не имел купола, чтобы молящиеся могли созерцать из храма то самое небо, куда вознесся Спаситель. Персы, разорившие Иерусалим в начале VII в., не пощадили и это здание. Впоследствии из развалин его была возведена ограда, в центре ее, над самым камнем Вознесения, поставили небольшую восьмигранную часовню. Теперь она принадлежит мусульманам, и в ней нет никаких изображений; след стопы Христовой окружен мраморной рамкой. Арабы допускают христиан внутрь для поклонения, а также разрешают богослужение в ограде часовни в праздники Вознесения и Преображения Господня, и в Лазареву субботу.

Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь

Елеонская, или Масличная гора памятна для христиан: отсюда Иисус входил в Иерусалим; здесь Он учил Своих учеников; у подножия горы, в Гефсимании, Он горячо молился, а несколько позднее был взят под стражу; с вершины Елеона Он вознесся в Свое Небесное Царство...

Эти места были дороги для архимандрита Антонина: из творений святителя Димитрия Ростовского он знал, что где-то здесь, на вершине горы, находился один из дворцов царя Ирода I Великого, перешедший после смерти по наследству к его сыновьям. Существовало поверье, что на его территории была захоронена усекновенная глава Иоанна Предтечи. Участок удалось приобрести в 1870 г., затем к нему присоединили еще несколько мелких соседних; в общей сложности во владении Русской Миссии на Елеонской горе оказалось более 50 гектаров земли. Но это было только начало кропотливой работы, растянувшейся на несколько десятилетий. Участок представлял собой настоящий археологический заповедник: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода: многочисленные мозаики, более ранние находки в виде погребальных пещер, сосудов и даже бюст царя Ирода I Великого. Отец Антонин сделал его копию, а оригинал передал в Эрмитаж. Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына. Вокруг камня находилось множество кусков белого мрамора, фрагменты колонн V в., гробница архидиакона VI в. и золотая мозаика.

Строительство Вознесенской церкви шло трудно, мешали чиновники всех рангов, их приходилось бесконечно задабривать. Проект церкви принадлежит самому отцу Антонину: она крестообразная в плане, с 24-мя окнами в византийском стиле. Главная святыня храма - священный камень Богородицы - была помещена в притворе.

Иконостас был привезен из Афона, иконы из России. Одна из них - Черниговская икона Богоматери - на холсте. Ее стали называть «Елеонской Скоропослушницей». А рядом с ней, справа от иконостаса, - икона Божьей Матери, называемая «Взыскание погибших», - дар паломников, плывших в 1911 г. из России на Святую Землю и чуть не погибших в море. Росписи выполнены монахиней Таисией (+ 1997). Оказавшись после революции в изгнании, она постриглась в монахини в Покровской женской обители во Франции, после чего переехала в Елеонский монастырь.

Слева от алтаря в пол вмонтированы куски белого мрамора с буровато-красными пятнами, словно выступившими пятнами крови. Это - фрагменты древнего пола, сохранившегося со времен нашествия персов в 614 г. По сохранившимся свидетельствам, они убили тогда 1207 монахинь, память о которых увековечена подобным образом.

На месте обретения главы Иоанна Крестителя была сооружена часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как говорит Евангелие, он был казнен по приказу сына царя Ирода I Великого - Ирода Антипы. Под настилом часовни сохранилась древняя мозаика с изображениями птиц и животных.

Особой достопримечательностью обители является колокольня во имя Иоанна Крестителя, за свою красоту получившая название «Русская свеча». Она возвышается на 64 метра: это самое высокое здание в Иерусалиме. Ее большой колокол весом в 308 пудов и диаметром более двух метров был отлит в России и привезен в 1885 г. морским путем в Яффу. Арабские рабочие отказались от его перевозки, и монахини вручную в течение семи дней катили его до обители - более 60 км.

Елеонское сестричество получило статус монастыря в 1924 г. Сестры, кроме ежедневного молитвенного послушания в храме, трудятся в иконописной и вышивальной мастерских, в просфорне и в библиотеке, в больнице и в гостинице. Руководит монастырем с 1998 г. игумения Моисея. Обитель находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Вифлеем

Вифлеем - город царя Давида и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, - расположен на двух холмах километрах в восьми от Иерусалима. Название города в переводе с древнееврейского означает «Дом хлеба»; именно он стал местом рождения Хлеба Жизни - Господа Иисуса Христа. Издавна почитается Вифлеем как величайшая христианская святыня - вторая после Иерусалима. Великое предназначение Вифлеему за восемь веков до появления в небе Рождественской звезды предсказал пророк Михей: Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5:2).

До недавнего времени в Вифлееме и его окрестностях население было преимущественно христианским; здесь около двух десятков храмов и монастырей, больницы, школы и приюты, принадлежащие различным христианским конфессиям. Главный храм Вифлеема - Рождественская базилика, устроенная над пещерой, где произошло чудо рождения в мир Единородного Сына Божия.

Храм Рождества Христова в ВифлеемеЗадолго до Рождества Христова в городе Вифлееме и его окрестностях происходили многие события, нашедшие отражение в Библии. Здесь находится могила праведной Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова: в православном чине венчания брака эти благочестивые супруги упоминаются как добрый пример для новобрачных. Здесь находятся и развалины города Рама - о нем упоминает пророк Иеремия, за шесть столетий до Рождества Христова предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Здесь, в Вифлеемских окрестностях, - те поля, на которых собирала позади жнецов колосья бедная Руфь, ставшая женой именитого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира.

В долинах Вифлеемских пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид, будущий великий царь и пророк; здесь впервые прозвучали его дивные псалмы. Здесь же, в Вифлееме, отыскал Давида пророк Самуил и по внушению Божию помазал его на царство. Впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова.

Библейские пророчества о будущем величии Вифлеема, города Давидова, открылись в величайшем событии, озарившем человечество светом Истины, - в Рождестве Христовом. Подробно об этом повествует Евангелие от Луки (2:1, 4-16).

Вся последующая история Вифлеема освещена светом Рождества Христова. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря прибытию сюда благочестивых паломников. Первый храм над Рождественским вертепом был построен в самом начале христианской эры, но в 130 г. его разорил римский император Адриан, соорудивший на этом месте языческое капище. Равноапостольная царица Елена в 327-333 гг. взамен капища соорудила над пещерой Рождества небольшой храм, а спустя два столетия император Юстиниан воздвиг здесь величественную базилику - единственный храм в Палестине, сохранившийся в первозданном виде с VI в. Вифлеем неоднократно разоряли арабы, турки-османы; храм много раз грабили, но он все же не был разрушен. Для защиты от частых вторжений кочевников, по дикому своему обычаю заезжавших в храм верхом, пришлось оставить только один низкий и узкий вход.

Горненский монастырь

Эта православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима. Здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына. Это событие занимает огромное место в христианской традиции, т. к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя не могло не привлечь интерес архимандрита Антонина. Он задумал купить здесь участок и построить на нем русскую обитель. В 1871 г. были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Приобрести смежные земли уже оказалось делом техники, и вскоре образовалась территория, достаточная для устройства небольшого монастыря.

Первой насельницей обители стала инокиня Павла. Она жила поначалу в пещере, но со временем, по благословению отца Антонина, перешла в специально для нее построенный домик. Затем появились другие. Им выделяли участки не только под строительство, но и для огородов и других хозяйственных нужд. В 1886 г. был принят иноческий устав. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней были открыты в 1903 г. иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично, домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. К 1917 г. в нем проживало около 200 монахинь.

В 1883 г. был освящен храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, с твердой верой в то, что Сама Матерь Божия сохранит обитель от любых возможных напастей.

На территории монастыря находится и вторая святыня - камень, который по традиции считается именно тем камнем, стоя на котором Иоанн Креститель произнес свою первую проповедь.

В настоящее время в монастыре проживает около 60 монахинь, каждая из которых имеет свое собственное послушание: в ризнице, трапезной, иконописной или швейной мастерских, в библиотеке или в свечной. Кроме того, все они способствуют проживанию в монастыре паломников, приезжающих из России. Руководит монастырем игумения Георгия.

Люди, впервые попадающие в Горнюю обитель, часто задают насельницам вопрос, отчего здесь такой свежий, благоухающий воздух. И слышат в ответ: на этом месте Сама Пресвятая Дева прожила целых три месяца. Но думается, благоухание это поддерживается еще постоянной монашеской молитвой и кропотливым трудом по благоукрашению обители. Было бы несправедливым не отметить, что все три русские монашеские обители, в которых побывали паломники, находятся в образцовом состоянии.

Храм Воскресения Христова

С самого начала своего бытия Русская Церковь была тесно связана с православными Церквами востока, прежде всего, с Константинопольской и Иерусалимской; через Царьград лежал путь русских паломников в Палестину. Богомольцы из славянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI-VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном монахом Варлаамом, относится к 1062 г. Все они стремились в Иерусалим к тому месту, которое является святыней для каждого христианина, - храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню.

История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень - места, связанные с крестными страданиями и воскресением Спасителя. В 136 году император Адриан, стремясь предать забвению христианские святыни, приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте воскресения Христова - храм Юпитера.

Но усилия императора-богоборца были тщетны - в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам.

И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла святая царица Елена, мать равноапостольного императора Константина, то она отыскала место распятия и погребения Спасителя. После упразднения языческих капищ здесь, по повелению святых Константина и Елены, началось возведение храма над Гробом Господним. «Святая иерусалимская Воскресения и гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христово в 335-ом году, царствования же Великого Константина 30-го года», - писал один из русских паломников в конце XVIII в. Этот храм был подробно описан современником императора Константина - историком Евсевием Памфилом. Из этого описания видно, что император желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений. На протяжении многовековой истории храм Гроба Господня не раз подвергался разрушениям. Первое из них было в 614 г. при нашествии на Палестину войск персидского царя Хозроя.

В следующем, 615 г. Патриарх Иерусалимский Модест при помощи Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого смог восстановить отдельные части этого храма над пещерой гроба и на Голгофе, но уже не в первоначальном виде. Вместо одного большого великолепного храма было сооружено четыре небольших, которые просуществовали почти 400 лет. В 1009 г. они были разрушены по повелению египетского султана Хакема, но не прошло и 40 лет, как храм на месте смерти и погребения Спасителя был снова восстановлен императором Византийским Константином Мономахом.

Главная цель любого паломника в Святой Земле - храм Гроба Господня, святая святых мирового христианства.

Две крутые каменные арки. Под каждой из них вход. Но один замурован камнями, а другой, с тяжелыми деревянными дверями каждое утро открывает и вечером запирает палестинец-мусульманин. Этот человек - старший сын в той иерусалимской семье, что XII в. получила от знаменитого султана Саладина - победителя крестоносцев - ключи к величайшей христианской святыне. Уже тогда представители разных конфессий отчаянно боролись за лучшее место в храме, причем особенно по ночам. К храму стекались толпы верующих с факелами в руках, которые шумом и криками пытались выяснять отношения друг с другом. Чтобы положить конец распрям, со времен Саладина и до наших дней, священников, живущих в храме, каждую ночь запирают на ключ. В 1852 г. шесть конфессий - православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы - поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав под нажимом турецкого султана договор, который с тех пор соблюдают.

Храм Воскресения Христова является типичным образцом готической архитектуры. Нынешний вид он приобрел в 1149 г., при этом полностью утратил первоначальный вид греческой базилики.

Однако под латинским панцирем храма бьется жаркое православное сердце. Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию, где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны. Чуть левее находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.

Сразу при входе в храм на полу лежит камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.

Ступени внутри храма ведут вниз, в темный, суровый зал круглой формы - ротонду. В центре стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная в 1810 г. над пещерой Гроба Господня. Греки называют ее Кувуклия (от греч. «кувуклион» или лат. сubiculum - спальня, царская опочивальня). Часовня имеет два придела: придел ангела, где здесь его, сидящего на гробовом камне, увидела Мария Магдалина. Тела Христова в гробе не оказалось - Сын Божий воскрес! И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28:2-6). Оформленный в виде куба пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении Литургии. Слева и справа в стенах часовни Ангела зияют черные овальные отверстия - «трубы» для передачи наружу святого огня в Великую Субботу.

Вторая половина Кувуклии - это собственно гробница, куда ведет низкий проход - идя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. В освещенной только лампадами Гробнице темно и тесно, так что строгий монах-грек запускает внутрь паломников строго по двое-трое, чтобы не возникло давки. Здесь-то и находится главная святыня христиан всего мира: вделанное в стену мраморное надгробие - Гроб Господень. Он представляет собой каменное ложе, покрытое мраморной плитой размером 207 см на 193 см.

Это саркофаг, который помещен над святыней во избежание ее полного исчезновения.

Последний человек, который видел в 1810 г. при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. Так что сейчас на виду только современная плита над ложем Иисуса.

Сюда, в Кувуклию, в субботу перед Пасхой в один и тот же час, после полудня нисходит Благодатный огонь. «Добывать» его получается исключительно у Иерусалимского Патриарха. По установившейся традиции во избежание подлога накануне, в пятницу, в храме гасятся все огни, помещение Кувуклии тщательно осматривается, вход опечатывается большой восковой печатью. Патриарха досматривают, снимают одежды и митру, он остается в подряснике. Только после этого дверь распечатывается и Владыка может войти в часовню Святого Гроба. Через некоторое время, после молитвы, сходит Святой огонь.

Патриарх зажигает от огня связки свечей (33 свечи в каждой связке - по числу лет земной жизни Спасителя) и передает присутствующим в храме. Люди передают огонь друг другу своими свечами - и буквально через несколько минут свечи уже горят у каждого.

Направо от камня Помазания две лестницы ведут наверх, на Голгофу. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. В глубине высится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Внизу, под Голгофским алтарем, темница, где хранятся каменные узы, - в них были стянуты ноги Господа. Узы эти в виде каменной плиты с двумя отверстиями для ног.

Справа от лестницы, ведущей на Голгофу, 30-ю ступенями ниже греческая церковь св. Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли крест, на котором был распят Христос.

Под Голгофой, справа от камня Помазания - вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил на месте будущего Иерусалима. Согласно преданиям, Адам предсказал, что если распятие Христа свершится, то каменное основание Голгофы расколется, что и произошло. Во время второго пришествия эта расщелина, согласно местному преданию, и вовсе расколет землю пополам. В глубине часовни имеется стеклянное окно. Сквозь него видна расщелина, образовавшаяся во время землетрясения при распятии Христа.

Царская Россия делала немало для поддержания и украшения главного христианского храма. Так, в 1808 г. он испытал величайшее бедствие от пожара. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины. Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении иерусалимской святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у Гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень».

Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, пожертвования из России не прекращались, а после победы над Наполеоном даже значительно увеличились. Кроме того, особенно ценна была для греков духовная поддержка России. Пользуясь содействием православной России, греки приступили к восстановлению храма Гроба Господня. Воспоминанием об этом до сих пор служат помещенные в разных местах изображения двуглавых русских орлов. После восстановления храм предстал перед паломниками во всем своем былом великолепии. Главные украшения были даром России: иконы в иконостасе русской работы, иконы страданий Христа на боковых стенах - жертва императора Александра I, три больших паникадила, из которых среднее чистого серебра, пожертвованы императором Николаем I. К числу особенностей храма Воскресения можно отнести изображение на царских вратах двуглавого российского орла.

Тот большой вклад, который с помощью России смогли внести греческие насельники в восстановление храма Воскресения, позволил им укрепить и расширить свои права на эту общехристианскую святыню.

К началу XIX в. самые чтимые места в храме Воскресения - Гроб Господень и камень помазания тела Господня - принадлежали католикам, а вообще храм был разделен между представителями восьми христианских исповеданий. Только после победы русской армии в войне 1812 года, благодаря влиянию России, греки добились того, чтобы латиняне уступили им часть Гроба Господня, который с того времени был разделен на три части: одна принадлежала грекам, другая католикам и третья армянам. Те места поклонения, которые раньше принадлежали маронитам, сирийцам, эфиопам и грузинам, с этого времени также перешли к грекам.

Влияние русских у Гроба Господня возрастало одновременно с увеличением потока паломников из России. В 1870 гг. их число достигало четырех тысяч ежегодно.

На протяжении нескольких столетий русские паломники присутствовали у Гроба Господня на богослужениях, совершавшихся на греческом языке. В 1882 г. в России было учреждено Православное палестинское общество, ставившее своей целью покровительствовать русским паломникам в Святой Земле. В 1883 г. на Иерусалимский Патриарший престол взошел Блаженнейший Никодим, первый из Патриархов Иерусалимских, который стал произносить за богослужением многие возгласы и молитвы по-славянски. Вот как описывал очевидец пасхальные дни в Иерусалиме в 1884 г.:

«Максимум скопления не только русских, но и вообще паломников бывает в Иерусалиме к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы; продавцы различной снеди, погонщики ослов и даже нищие - все стараются в это время мараковать по-русски».

Апогеем паломничества стала Божественная литургия в храме Воскресения Христова и возжжение серебряной лампады перед распятием Спасителя на Голгофе. В ночь на 18 сентября паломники прибыли в храм. Губернатор Московской области торжественно возжег лампаду и передал ее скевофилаксу храма Воскресения архимандриту Исидору, после чего серебряный светильник был помещен перед Крестом на Голгофе. После церемонии возжжения лампады было совершено молитвенное поклонение Честному и Животворящему Кресту на Голгофе с пением «Спаси, Господи, люди Твоя...». Митрополит Ювеналий и архиепископ Григорий совместно с митрополитом Капитолийским Исихием в сослужении начальника Миссии и епархиального духовенства совершили Божественную литургию у Гроба Господня. Пел за ночным богослужением хор студентов Коломенской Духовной семинарии.

Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в ХII в., в своем «Хождении» приводит подробные сведения о храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. В 1099 г. в Палестине было образовано Иерусалимское королевство, которое возглавил предводитель первого крестового похода Балдуин I. Вот что писал игумен Даниил о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склонясь. Пещера квадратная, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая покрыта мраморными плитами.

В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане».

В своих записках игумен Даниил сообщает несколько трогательных подробностей, свидетельствующих о том, что отношения между католиками и православными, вопреки расхожему мнению, могут быть и в Святой Земле истинно христианскими. Накануне праздника Пасхи Христовой, в Великую Пятницу, Даниил «пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: «Что хочешь, игумен русский»? Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным, и ничуть не гордился. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду) на Святом Гробе от всей Русской земли...» Тогда он милостиво и любовно разрешил мне поставить кандило на Гробе Господнем, послал со мною человека, своего лучшего слугу, к иконому церкви Воскресения и к тому служителю, который держит ключ грозный. Иконом и ключарь Святого Гроба разрешил и мне принести свое кандило с маслом. Я, поклонившись им, пошел с большою радостью, купил большое стеклянное кандило, налил в него масла честного, принес уже вечером ко Гробу Господню и упросил ключаря впустить внутрь Гроба Господня. Он открыл мне двери, велел снять калиги (обувь), босого ввел меня с кандилом и разрешил мне поставить кандило на Гробе Господнем... Я же тогда, поставив кандило, поклонившись честному Гробу и поцеловав с любовию и со слезами святое место, где лежало тело Христа, вышел из Гроба с великой радостью и пошел в свою келию».

Над входом в Кувуклию и сейчас в четыре ряда висят лампады. Но во избежание не раз случавшихся конфликтов, число их уже строго оговорено и стало частью общего договора, подписанного христианскими конфессиями в 1852 г. Всего их сорок. Ни больше, ни меньше. Так, например, когда великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне Русской Церковью к лику святых, хотела пожертвовать в храм в 1905 году серебряную лампаду в память об убиенном великом князе Сергее Александровиче, председателе Императорского Православного Палестинского общества, Патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой русской поминальной лампадой одну из прежних греческих.

Гефсиманский монастырь

храм св.Марии МагдалиныВ прекрасном саду у подножия Елеонской горы расположен изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И.Гримм). Входящих в ворота монастыря охватывает атмосфера спокойствия и тишины, кажущаяся удивительной после шумных улиц Иерусалима.

Сначала на этом месте был построен храм. Император Александр III вместе со своими братьями приобрел участок земли в Гефсимании и построил церковь в память своей матери, императрицы Марии Александровны. Храм был освящен во имя ее Небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Спасителя.

На торжество освящения Александр III направил своего брата - председателя Палестинского общества, великого князя Сергея Александровича с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной. Вдохновленная благодатью Святой Земли, она приняла здесь твердое решение перейти в Православие и выразила желание быть похороненной здесь. Желанию ее было суждено исполниться.

В апреле 1918 г., вместе с другими членами царского дома, Елизавету Федоровну вывезли в Алапаевск, где 18 июля сбросили в шахту. Перед смертью она повторяла слова Иисуса: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!» После занятия этого городка частями Белой гвардии честные останки Елизаветы Федоровны и ее келейницы, инокини Варвары (Яковлевой), были вывезены в Китай, а затем в Палестину, где и упокоились в крипте церкви в соответствии с волей великой княгини. Впоследствии нетленные мощи их были помещены в раки и перенесены в храм.

Гробница Божией Матери

Вход в храм гробницы Божией Матери в ГефсиманииЭта святыня располагается в Гефсиманском саду, в подземном храме, куда ведет широкая мраморная лестница в 48 ступеней.

В V в. над гробницей Пресвятой Девы был поставлен храм. Сама гробница превращена, как и Кувуклия Гроба Господня, в часовню: каменное ложе, на котором три дня покоилось непорочное тело Богородицы, служит и поныне престолом для совершения Божественной литургии. Первоначальный храм был уничтожен при нашествии персов в 614 г., но гробная пещера уцелела. Теперь к ней ведет крытая лестница, построенная крестоносцами; образовался подземный храм, совершенно темный, освещаемый лампадами и свечами. На половине лестницы справа и слева устроены приделы: направо в память праведных Богоотцев Иоакима и Анны, налево - праведного Иосифа Обручника; по преданию, они были также здесь погребены.

Подземный храм имеет крестообразную форму: в центре стоит гробница, имеющая два входа, с запада и с севера; рядом в каменном киоте большая икона Божией Матери, почитаемая чудотворной.

На Гробе Пречистой совершается ежедневная Литургия: сначала, рано утром, греками, затем армянами, престол которых примыкает к фасаду Гробницы. Особое торжество совершается здесь на Праздник Успения.

 

 

Медиа-обзор