sohrahihram

 

Как читать Библию ?

ImageМы верим, что Писания составляют связанное целое. Они боговдохновенны и имеют человеческое выражение. Они несут авторитетное свидетельство Божественного Откровения о Себе - в Творении, в Воплощении Слова, и всей истории Спасения. И тем самым они выражают слово Божие в человеческом языке. Мы познаем, принимаем и трактуем Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии основан на послушании...

Мы можем различить четыре ключевых особенности, отличающих православное чтение Писания, а именно:

- наше чтение должно быть в послушании,

- оно должно быть соборным, в единстве с Церковью,

- оно должно быть сосредоточенным на Христе,

- оно должно быть личным.

Чтение Библии с послушанием

Прежде всего, читая Писание, мы должны внимать в духе послушания. Православная Церковь верит в Божественное происхождение Библии. Священное Писание - это "письмо" от Бога, где говорит Сам Христос. Писания - это авторитетное Божественное свидетельство о Самом Себе. Они выражают Слово Божие на нашем человеческом языке. Поскольку Сам Бог обращается к нам в Библии, наш ответ может быть правильным в послушании, в восприимчивости, во внимании. Когда мы читаем, мы ожидаем Святого Духа.

Но, будучи боговдохновенной, Библия также имеет человеческое выражение. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности точки зрения автора. Для Бога нет ничего изолированного, Божественная благодать взаимодействует с человеческой свободой. Бог не уничтожает нашу индивидуальность, но совершенствует ее. И так с написанием боговдохновенного текста. Авторы их были не просто пассивным инструментом, машиной, записывающей послания. Каждый автор Писаний вкладывает в них свой особенный личный дар. Рядом с Божественным аспектом, в Писаниях также есть и человеческий элемент. Мы должны ценить и тот, и другой.

Каждое из четырех Евангелий, например, имеет свой особенный подход. Святой Матфей более представляет иудейское понимание Христа, с особым вниманием к Царствию Небесному. Святой Марк приводит специальные, живописные детали пасторского служения Христа, отсутствующие у других евангелистов. Святой Лука выражает универсальность любви Христовой, Его всеобъемлющее сострадание, распространяющееся равно и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна более внутренний и более мистический подход ко Христу, с особым вниманием на Божественном свете и Божественном присутствии. Мы наслаждаемся и пользуемся в полной мере живительным многообразием Библии.

Поскольку Писание это путь слова Божия, выраженного на человеческом языке, при изучении Библии нужно быть добросовестным и точным. Исследуя человеческий аспект Библии, мы должны использовать в полной мере данный нам Богом разум. Православная Церковь не исключает научного исследования подлинности, датировки, и авторства книг Библии.

Наряду с человеческим элементом, тем не менее, мы всегда видим Божественный элемент. Это не просто книги, написанные конкретными земными писателями. Мы слышим в Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отмеченные большим или меньшим мастерством и проницательностью, а вечное, нетварное Слово Самого Бога, Божественное Слово спасения. Когда мы обращаемся к Библии, то мы обращаемся к ней не просто из любопытства, для получения информации. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом про самих себя: «Как мне спастись?»

Божественное слово спасения, выраженное человеческим языком, должно вызывать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, когда ты читаешь или слушаешь, что все это стало слишком знакомым? Сделалась Библия слегка скучной? Мы постоянно нуждаемся в очищении нашего восприятия, чтобы с изумлением смотреть новыми глазами на то, что Бог раскрывает перед нами.

Мы подходим к Библии с чувством трепета, с ожиданием и удивлением. Так много комнат в Писании, в которые мы еще должны войти. Там так много глубины и величия для нашего открытия. Если послушание предполагает удивление, оно также предполагает вслушивание.

Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук нашего собственного голоса, но часто не останавливаемся, чтобы расслышать голос лица, говорящего с нами. Итак, первое требование при чтении Писания, это умолкнуть и слушать - слушать с послушанием.

Когда мы входим в Православную Церковь, расписанную в традиционной манере, и смотрим на алтарь, на восток, мы видим там, в апсиде, икону Девы Марии с воздетыми к небесам руками - это древний способ молитвы из Писания, которые многие используют и сегодня. Эта икона указывает позицию, которую мы должны принимать при чтении Писания - позицию восприимчивости, с руками, невидимо поднятыми к небу. Читая Библию, мы сами уподобляемся Преблагословенной Деве Марии, ибо Она в высшей степени Та, Кто Слушает. В Благовещение Она внимает с послушанием и отвечает ангелу: "Да будет Мне по слову Твоему." (Лука, 1:38). Она не могла родить Слово Божие в Своем теле, если прежде не услышала Слово Божие в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лука, 2:19). И снова, когда Мария находит Иисуса в храме, мы говорим: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лука, 2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией в Писании, на брачном пире в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн, 2:5); Она сказала это слугам и - всем нам.

Во всем этом Преблагословенная Дева Мария служит отображением, живым образом Библейского Христианина. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие: храня все эти мысли в наших сердцах, делая все, что Он говорит нам. Мы внимаем с послушанием как говорит Бог.

Понимание Библии через Церковь

Во-вторых, мы воспринимаем и трактуем Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии должен быть не только в послушании, но он должен быть церковным.

Это Церковь говорит нам, что есть Писание. Не потому та или иная книга является частью писания, что существуют особые теории относительно ее датировки и авторства. Даже если бы можно было доказать, например, что четвертое Евангелие не было в действительности написано святым Иоанном, это не может изменить того факта, что мы, православные, принимаем четвертое Евангелие как Свяшенное Писание. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.

Именно Церковь говорит нам, что есть Писание, и так же Церковь говорит нам как понимать Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?» И эфиоплянин ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деяния, 8:30-31). Все мы в положении этого эфиоплянина. Слова Писания не всегда понятны без объяснения. Бог говорит прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию. Чтение Писания - это личный разговор каждого из нас со Христом - но мы также нуждаемся в наставлении. И наш наставник - Церковь. Мы полностью используем наше личное понимание, при помощи Святого Духа, мы полностью используем открытия современных библейский исследований, но всегда подчиняем частное мнение - либо наше личное, либо ученое - всему многовековому опыту Церкви.

Православная точка зрения заключена в вопросе, заданном при обращении ко служению, использующимся в Русской Церкви: «Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, что передана нам Святыми Отцами, и что Святая Православная Церковь, наша Мать, всегда хранила и до сих пор хранит?»

Мы читаем Библию лично, но не как изолированные друг от друга индивиды. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Писание, мы говорим не «я», но «мы». Мы читаем, пребывая в общении со всеми остальными членами Тела Христова, во всех частях мира и во времена всех поколений. Решающим тестом и критерием нашего понимания смысла Писания является разум Церкви. Библия - книга Церкви.

Где начинается открытие этого "разума Церкви"? Наш первый шаг это увидеть как Писание используется в богослужении. Первым шагом следует выяснить, как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в особенности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также учесть писания святых Отцов Церкви, и принять то, как они толкуют Библию. Наш, православный способ чтения Святого Писания в единстве литургического и святоотеческого метода.

В качестве примера того, в чем смысл литургического метода толкования Священного Писания, руководствуясь тем как это используется в церковных праздниках, давайте рассмотрим чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на Вечерне праздника Благовещения. Их три: 1) Бытие, 28:10-17 - сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба; 2) Иезекииль, 43:27-44:4 - видение пророком иерусалимского алтаря с закрытыми вратами, через которые никто, кроме Князя, не может пройти; 3) Книга Притчей, 9:1-11 - одно великое утверждение Софии в Ветхом Заветев, начиная со слов : «Премудрость построила себе дом».

Все эти тексты Ветхого Завета, отобранные для богородичных праздников, понимаются как пророчества относительно Воплощения от Девы. Пресвятая Дева Мария - это летница Иакова, давшая плоть Богу Воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Мария - это закрытые врата, единственная среди женщин, которая вынесла в себе ребенка и оставшаяся Непорочной. Пресвятая Мария - это дом, который Христос, «Божия Премудрость» (1-е Кор. 1:24), принял как Свое жилище. Исследуя таким образом как подобраны чтения для различных праздников, мы вскрываем слои библейского толкования, которые не очевидны при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера Вечерню Великой Субботы, первую часть древней Пасхального Всенощного Бдения. В ней не менее пятнадцати чтений из Ветхого Завета. Эти чтения, следующие друг за другом, раскрывают перед нами весь план священной истории, в то же самое время глубокий смысл Христова Воскресения. Первое из чтений - это Бытие,1:1-13 - рассказывает о Творении: Христово Воскресение - это Новое Творение. Четвертое чтение - это вся книга Ионы, в которой те три дня, которые пророк провел во чреве кита предзнаменуют Христово Воскресение после трехдневного пребывания в гробу (ср. Матфея, 12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исход, 13:20-15:19), которое предвещает новый Пасхальный Переход Христа от смерти к жизни (ср. 1 Кор., 5:7; 10:1-4). Последнее чтение - это история о трех святых отроках, брошенных в огненную печь, (Даниил, 3), еще один образ или пророчество восстания Христа из гроба.

Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет таким литургичнским способом и прибегая к помощи творений святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем путеводные знаки, ведущие нас к познанию великой тайны Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым, и Новый в сопоставлении с Ветхим - как церковный календарь указывает нам, мы открываем единство Священного Писания.

Один из лучших способов нахождения соответствий между Ветхим и Новым Заветом это использование хорошего Библейского согласия. Оно может зачастую сказать нам больше о значении Писания, нежели какой-нибудь комментарий.

В группах по изучению Библии в наших приходах, очень полезно давать одному человеку специальное задание отметить все случаи, когда отдельный отрывок из Ветхого или Нового Завета читается в праздник или святой день. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам святых Отцов Церкви, используя для примера Библейские проповеди св. Иоанна Златоуста (которые переведены на английский язык). Христианам необходимо постигать патристическую мысль.

Христос - Сердце Библии

Третья особенность нашего чтения Писания состоит в том, что оно должно быть Христоцентрично. Книги Священного Писания составляют неразрывное целое потому что они все Христоцентричны. Спасение через Мессию - центральная и объединяющая их тема. Он является как бы связующей нитью, которая проходит через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как можно увидеть пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета.

Большинство западных современных критических исследований Писания применяют методологию анализа, разбивая каждую книгу на различные исходные части. Связь между ними разрушается, и Библия сводится к сериям первоначальных составных частей. В этом конечно есть определенный смысл. Но нам необходимо увидеть единство, так же как и различие Священного Писания, всеобъемлющее окончание, так же как и рассеянное начало. Православные предпочитают в целом синтетический, нежели аналитический метод исследования, рассматривая Писание как единое целое, связанное воедино присутствием Христа.

Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим и Новым Заветом и находим их во Иисусе Христе. В Православии придается особое значение «типологическому» методу истолкования, построенному на различии прообразов Христа, событий и символов, предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого служит Мельхиседек, царь Салимский, «священник Бога Всевышнего», который поднес Аврааму хлеб и вино (Бытие, 14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете (Евреям, 5:6; 7:1).

Другим примером, как мы уже видели, может служить ветхозаветная Пасха, предвозвещающая новозаветную: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищает наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Этот метод истолкования нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия преобладает фигура Иосифа? Почему на Страстной Седмице мы читаем книгу Иова? Потому что Иосиф и Иов - невинные страдальцы, и в своем долготерпении являются прообразами Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь в эти дни готовится прославлять. Все взаимосвязано. Христианин, занющий Библию - это тот, который везде, куда бы ни поглядел, на каждой странице Писания, обнаруживает Христа.

Библия как личное

Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка, «смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему». Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: «Что это означает?», но: «Что это означает для меня?». Священное Писание - это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.

Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной жизни. Кто такой Адам? Имя «Адам» означает «человек», и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия - это рассказ также и обо мне. Адам - это я. Это мне говорит Бог: «Адам, где ты?» (Бытие, 3:9). Мы часто спрашиваем: «А где же Бог?». Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: «Где ты?».

Когда, в рассказе о зависти Каина к Авелю, мы читаем слова Божии к Каину: «Где Авель, брат твой?» (Бытие, 4:9), они обращены и к каждому из нас. Кто такой Каин? Это - я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: «Где брат твой?». Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет. Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина (Бытие, 4:15) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.

Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю «великих деяний» после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая вера.

Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, - история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Мы видим, что Бог обращается лично к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайе и пророкам, а затем - к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим, как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего Божественного Воплощения.

Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства, в которых протекают, согласно Священному Писанию, Божественные деяния. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что мы читаем в Священном Писании, - предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походите там, где ходил Господь Иисус Христос. Спуститесь к Мертвому морю, посидите в одиночестве на камнях, проникнитесь тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испейте воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойдите вечером в Гефсиманский сад, посидите в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотрите на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживите конкретную реальность этой исторической местности и унесите пережитое с собою, храня все это в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.

Затем следует третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: «Все эти места и события - не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Христом. Эти истории имеют в виду меня».

Предательство, например, - часть биографии каждого. Разве мы не предавали других когда-нибудь в своей жизни, разве мы не знаем, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы в нашей душе? Читая о том, как святой апостол Петр предал и отрекся от Христа и был прощен после Его Воскресении, мы можем видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представьте себе, что пережили сразу после предательства апостол Петр и Христос, разделите их чувства и сделайте их своими. Я - Петр. Могу ли я в подобной ситуации уподобиться также Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спросите себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих предательских действий способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя? Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне - ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: «Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности».

Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и верности, когда она пошла умаслить тело Христа во гробе (Иоанна, 20:1)? Слышу ли я Воскресшего Спасителя, зовущего меня по имени, как он звал ее, и отвечаю ли я «Учитель» с ее простотой и самоотверженностью (Иоанна, 20:16)?

Читая Священное Писание таким образом - в послушании, как члены Святой Церкви, находя повсюду Христа, воспринимая все как часть своей собственной жизни, - мы сможем ощутить многогранность и глубину, которую можно найти в Библии. Также всегда мы будем ощущать, что в нашем изучении Библии мы находимся всего лишь в самом начале. Мы напоминаем некоего человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.

«Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105).

Источник: Правая.ру
 

 

Расписание Богослужений

26 октября. Четверг.

Иверской иконы Божьей матери.

8.30 - Утреня. Литургия.

27 октября. Пятница.

16.00 - Вечернее Богослужение.

28 октября. Суббота.

Дмитриевская родительская суббота.

8.30 - Литургия.

16.00 - Вечернее Богослужение.

29 октября. Воскресенье.

Неделя 21 по Пятидесятнице. 

мч.Лонгина Сотника, иже при Кресте Господне.

8.30 - Литургия.

Медиа-обзор