sohrahihram

 

Как вернуть празднованию Нового года и Рождества религиозный смысл?

ImageКак заново открыть религиозный смысл празднования Нового года и Рождества? Как отмечать Новый год православным верующим в период Рождественского поста? Как христианам реагировать на то, что празднование Нового года все более приобретает языческий характер? 

На эти и другие вопросы, связанные с предстоящими христианскими праздниками, предложили свои ответы генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых), выступая 21 декабря на пресс-конференции в РИА "Новости".

Обычно считается, что для католиков главный праздник Рождество, а для  православных Пасха. Это мнение о.Игорь считает стереотипным и не соответствующим действительности. По его словам, "Пасха - это праздников праздник для всех христиан", а Рождество считается более католическим из-за римского происхождения праздника: в древности на Западе христиане условились праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день языческого торжества в честь императора-"солнца", прославляя родившееся в мир  "Солнце Правды" - Христа.

Еще одно клише, которое считает необходимым развенчать о.Игорь, -- что 25 декабря якобы празднуется "католическое Рождество". Он подчеркнул, что в этот день отмечает  Рождество большинство христианских Церквей мира, в том числе - большинство православных Церквей.

Русская Православная Церковь тоже празднует Рождество 25 декабря, только по юлианскому календарю, что совпадает с 7 января по григорианскому календарю, напомнил о.Филипп. "Сегодня в России главная проблема - вхождение Рождества в жизнь граждан", -- сказал он. Им были приведены данные соцопросов, согласно которым 59 % россиян собираются отмечать грядущее Рождество ("только День Победы россияне отмечают так дружно", прокомментировал он эти цифры). В прошлом же году 35 % смотрели по телевизору трансляцию рождественского богослужения и лишь 4 % посетили в этот праздник храмы. Это говорит о том, что "значительное число россиян рассматривает рождественское богослужение как неотъемлемый элемент праздника", -- отметил о.Филипп. По его словам, таких людей было бы гораздо больше, если бы они имели возможность отправиться в ближайший храм, который не был бы "забит народом" в рождественскую ночь. Поэтому задача приобщения людей к религиозному смыслу Рождества связана не только с миссионерскими усилиями Церкви, но и со строительством новых храмов, которых очевидно не хватает, особенно в больших городах, отметил зампред ОВСЦ.

Что же касается празднования Нового года, то делать это "шумно, с застольями, развлекательными мероприятиями" намерено 91% россиян. Эта "традиция советского времени", которая, по мнению о.Филиппа, со временем все более приобретает языческие, "квазирелигиозные" черты (увлечение восточной "звериной" символикой, гаданиями-ритуалами во имя благополучия и т.д.), "не позволяет Рождеству полностью войти в свои права в России".

Однако православный священник призвал верующих, которым приходится встречать Новый год во время поста, "не бороться, не противостоять" обычаям, сложившимся в безбожное время, а "предлагать формы празднования, соотносимые с церковной традицией". Так, во многих храмах вечером 31 декабря служится новогодний молебен, а в некоторых - даже ночная литургия, после которой в первое утро наступившего года хорошо устроить братскую трапезу в храме, отметил о.Филипп. Главное, подчеркнул он, не забывать о религиозном содержании празднования Нового года - прославлении "начала нового творения, которое совершает Бог". Кроме того, он напомнил, что в России незаслуженно забыто "гражданское измерение" новогоднего праздника: именно 1 января до революции отмечался "еще один день победы" -- годовщина изгнания французов из России в 1812 году.

По словам о.Игоря Ковалевского, у католиков религиозный смысл Нового года вообще не вызывает сомнений: 1 января во всех католических храмах торжественной литургией отмечается Торжество Пресвятой Девы Марии, во время мессы верующие испрашивают Божьего благословения на грядущий год, и это богослужение "считается обязательным" для всех католиков. "Главный смысл празднования Рождества и Нового года - это радость, которую дает нам Бог, и надежда, что Он будет с нами", -- сказал представитель ККЕР.

Теме радости о.Филипп также посвятил несколько слов. С точки зрения потребительской психологии, радость современного человека означает максимальное удовлетворение всех своих пяти чувств, отметил он, добавив, что погоня за такой радостью часто приводит людей к депрессии, опустошению, "жутчайшей тоске по радости". Церковь же показывает, что во время праздника "можно радоваться по-другому, что можно после праздника испытывать не похмельную пустоту, а радость, которая побуждает к активной жизни и творчеству, наполняет жизнь смыслом".

С точки зрения свободы выбора то обстоятельство, что в России празднование Нового года и Рождества разделяют 7 дней, можно даже считать "промыслительным": такое  "разделение сакрального и светского устроил Господь", считает о.Филипп. По его словам, "у тех, кто хочет помолиться, есть такая возможность, не замутненная пьяным угаром" и размашистым всенародным празднеством. Сама же "несостыковка гражданского и церковного календарей", обсуждение которой ежегодно оживляется перед празднованием Рождества, проявляет соотношение светского и духовного в нашем обществе: считается, что светская культура - это "для всех", а православие - это что-то вроде "культуры по интересам". Однако такой подход только разобщает людей, считает священник. "Если Рождество и Новый год связаны, не нужно стесняться религиозных корней этого (новогоднего -прим. ред.) праздника", -- сказал он. Что же касается собственно календарной проблемы и возможности перехода РПЦ на "новый стиль" (григорианский  календарь), то о.Филипп готов поставить перед гражданскими властями контрвопрос: а не перейти ли им на юлианский календарь - и тогда "все будет на своих местах: сначала мы будем праздновать Рождество, а потом Новый год".

О.Игорь Ковалевский полагает, что сейчас в первую очередь именно на РПЦ возложена "огромная задача просвещения верующих": речь идет не только о воспитании "культуры празднования" Нового года в период поста, но и в целом о "великой задаче христианизации культуры", которая актуальна как для восточных, так и для западных христиан. Кстати, проблема выхолащивания религиозного содержания Рождественского праздника на Западе также затрагивалась на пресс-конференции. "Надо с прискорбием признать, что Рождество во многих странах Европы стало светским", -- сказал о.Игорь. Признавая этот факт, о.Филипп видит и свидетельства "ответной волны", когда европейские христиане предпринимают усилия, чтобы "вернуть Христа в Рождество". 

 Источник: Благовест-инфо

 

Расписание Богослужений

26 октября. Четверг.

Иверской иконы Божьей матери.

8.30 - Утреня. Литургия.

27 октября. Пятница.

16.00 - Вечернее Богослужение.

28 октября. Суббота.

Дмитриевская родительская суббота.

8.30 - Литургия.

16.00 - Вечернее Богослужение.

29 октября. Воскресенье.

Неделя 21 по Пятидесятнице. 

мч.Лонгина Сотника, иже при Кресте Господне.

8.30 - Литургия.

Медиа-обзор