sohrahihram

 

Православие и англиканство: диалог продолжается

anglikane31 августа – 7 сентября 2010 года в Оксфорде состоялось очередное заседание Международной комиссии по англиканско-православному богословскому диалогу. Заседания комиссии проходили в колледже Сhrist Church под совместным председательством митрополита Диоклийского Каллиста и архиепископа Роджера Херфта. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии принял участие первый заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун).

 

- Отец Кирилл, как идет сегодня православно-англиканский диалог?

- Принято говорить о трех стадиях православно-англиканского диалога, который ведется с 1973 года.

Первый этап воплотился в московской (1976) и дублинской (1984) декларациях. Второй этап был посвящен вопросам триадологии и экклезиологии. Его итогом стал документ “Церковь Триединого Бога”. С православной стороны председателем этого диалога был митр. Иоанн (Зизилуас), который лично оказал большое влияние на итоговый документ.

На третьем этапе, который проходит под председательством митр. Каллиста, мы сконцентрировались на проблемах антропологии.

- Митрополит Каллист говорил о новом институте епископских ассамблей, введенном в странах диаспоры, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом институте.

- Пред Поместными Церквами сегодня стоит ряд животрепещущих проблем, которые, как ожидается, должны быть  разрешены на Всеправославном соборе.

Институт епископской ассамблеи был введен в результате подготовительных переговоров представителей Поместных Церквей в Шамбези в 2009 г.

Одна из острых проблем сегодня  – церковная организация диаспоры. В одном городе может быть десять и больше епископов из различных Поместных Церквей, что противоречит принципу организации Церкви:  1 город – 1 епископ. Церковная жизнь в таких городах формируются по национальному признаку, а не по территориальному. Когда каждая община – национальное гетто, эффективного взаимодействия между Церквами в таких городах не получается – Церкви не могут свидетельствовать перед внешним миром единым голосом и представлять единую позицию.

Эта ситуация давно беспокоит Поместные Церкви. И встреча в Шамбези заложила хорошую основу для решения данной проблемы.

Суть епископской ассамблеи состоит в том, что епископы одного города должны собираться на регулярной основе под председательством епископа, представляющего самую старшую по диптиху Церковь из имеющихся в данном месте. В Америке, во Франции и некоторых других странах уже существовали прообразы таких ассамблей, но эти органы не были институализированы на общеправославном уровне. В Великобритании такого органа ранее не существовало. Епископы общались в частном порядке. Теперь в стране впервые за все время присутствия православной Церкви православные епископы начали общаться на официальном уровне, и это основа для улучшения организации жизни православных приходов на Британских островах.

Необходимо отметить, что наши англиканские партнеры по диалогу весьма положительно восприняли сообщение владыки Каллиста о новых формах организации межправославного сотрудничества в диаспоре и, в частности, в Британии.

- Помимо этого обсуждался и православно-англиканский диалог. Епископ Кентерберийский рассказал о богословии англиканского философа XVI века Ричарда Хукера, в частности о близости его воззрений православию?

- Доклад о Риарде Хукере был очень интересен. Я для себя впервые открыл этого мыслителя, очень важного для англиканской традиции. Он жил в эпоху Елизаветы I, в конце 16 в, в период формирования англиканской церковной идентичности.

Хукер в значительной степени сформулировал политическую мысль англиканства, потому что само зарождение англиканства было связано с определенными политическими взаимоотношениями королевской власти и Церкви. Англиканская традиция с самого своего рождения была связана с политикой, и Хукер сдел большой вклад в развитие англиканской политической мысли.

По отдельным пунктам своего учения Хукер очень близок к восточной традиции. Архиепископ Кентерберийский в докладе отметил некоторые черты апофатизма [апофатическое богословие - богословский метод, заключающийся в выражении сущности Бога через отрицание всех возможных его определений как несоизмеримых ему - прим. ред.], связь с Кириллом Александрийским и неохалкидонской традицией [неохалкидонское богословие - богословская традиция эпохи Юстиниана, переосмысляющая богословие  IV (Халкидонского) Вселенского собора в терминах Александрийской богословской школы - прим. ред.], которая для Запада была достаточно маргинальна.

Интересная черта творений Хукера – связь с христианским неоплатонизмом [позднеантичное философское учение, многие идеи которого перекликаются с христианским богословием - прим. ред.] и “корпусом Ареопагитик” [средневековый корпус текстов, приписываемый ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту - прим. ред.]. Хотя сам он был аристотеликом, движения его мысли в сторону восточного богословия выпадают из общей тенденции западного богословия.

- Скажите, отец Кирилл, в чем православные и англикане расходятся во антропологических взглядах?

Эта тема самая сложная в нашем диалоге. В перечень вопросов антропологического характера входят проблемы, существенно разделяющие позиции наших церквей. Среди них: отношение к гомосексуальным “бракам” и возможности рукоположения гомосексуалистов. Это самое существенное расхождение, и сложно сказать, сможем ли мы найти здесь точки соприкосновения.

При этом современное англиканство близко православным  в понимании свободы. Мой доклад был посвящен проблеме свободы человека в деле спасения – того, как Бог действует в деле спасения человека.

Третий этап православно-англиканского диалога должен привести к написанию документа по антропологическим вопросам. Сможем ли мы при этом найти общий поход к решению самых сложных антропологических проблем – я не знаю.

-Речь идет о различном отношении к гомосексуализму?

- Документ не ограничен обсуждением уже упомянутых проблем. Мы обсуждаем также проблематику динамики человеческой личности, вопросы биоэтики, контролирования рождаемости и отношения к смерти.

Все эти вопросы будут обсуждаться и мы надеемся создать документ, в котором будут отражены как сходства, так и основные расхождения между Православием и англиканством.

Беседовала Анна Данилова специально для «Православие и мир»

Расписание Богослужений

2 декабря. Суббота.

Прор. Авдия, свт. Филарета Миьрополита Московского

8.30 - Утреня.Литургия.

16.00 - Вечернее Богослужение.

3 декабря. Воскресенье.

Неделя 26 по Пятидесятнице. 

Предпразднество Введения. Прп. Григория Декаполита

8.30 - Литургия.

16.00 - Вечернее Богослужение

4 декабря. Понедельник.

Введение во храм Пересвятой Богородицы

8.30 -Литургия

6 декабря. Среда

Свт. блгв. князя Александра Невского.

8.30 - Утреня. Литургия.

Медиа-обзор